Досуг

[ Воспитательная работа ]

Всестороннее развитие личности студента как важнейшая составляющая образовательного процесса в УЦ  «Интеграция» МАИ при МОУ «ИИФ»

Воспитательная работа является важнейшим компонентом образовательной деятельности учебного центра «Интеграция» МАИ, рассматривается как неотъемлемая часть профессионального и личностного становления будущих специалистов и осуществляется под девизом «Профессионализм, патриотизм, нравственность» непрерывно как в ходе учебной работы, так и во внеучебное время.

Целеполагающей основой воспитательной работы в институте является создание благоприятных условий для личностного и профессионального формирования выпускников вуза, сочетающих в себе глубокие профессиональные знания и умения, развитые социально-управленческие навыки с высокими моральными и патриотическими качествами, духовной зрелостью, обладающих правовой и коммуникативной культурой, способных к творческому самовыражению и активной гражданской позиции.

Исходя из поставленной цели, в УЦ МАИ определены основные задачи воспитательной деятельности:

  • сохранение и приумножение историко-культурных традиций МАИ – ведущего аэрокосмического вуза России;
  • непрерывное изучение интересов, творческих склонностей студентов, мониторинг сформированности ценностных ориентиров и представлений об избранной профессии;
  • воспитание у студентов высоких духовно-нравственных качеств, культуры поведения, речи и общения;
  • формирование патриотического сознания и поведения студенческой молодежи, готовности к достойному служению обществу и государству;
  • создание оптимальных условий в вузе для развития и самореализации обучающихся, оказание им помощи в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении социального опыта;
  • организация позитивного досуга студентов, поддержка талантливой молодежи, развитие творческого потенциала юношей и девушек;
  • формирование у будущих специалистов потребности и навыков здорового образа жизни, проведение комплекса профилактических мероприятий, направленных на предотвращение асоциального поведения студенческой молодёжи и др.

Воспитательная работа в институте реализуется на муниципальном, региональном и институтском уровнях по следующим направлениям: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, профессиональное, культурно-массовое, спортивно-оздоровительное и информационное.

Духовно-нравственное воспитание студентов является приоритетным направлением в воспитательной работе.

Ежегодно со студентами УЦ МАИ проводятся учебные тематические экскурсии с посещением памятников культуры и истории Москвы, Государственной Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Серпуховского историко-художественного музея и музейно-выставочного центра, Серпуховского Владычного Введенского женского монастыря.

Неоднократно студенты института принимали участие в обеспечении работы ежегодного международного кинофорума «Золотой витязь», целью которого является возрождение национальных традиций и утверждение нравственных ценностей на экране.

Важной составляющей духовно-нравственного воспитания является вовлечение студентов в благотворительную деятельность. «Подарок солдату» — под таким девизом в 2005 году прошла патриотическая акция по оказанию помощи и поддержки военнослужащим 246-й мотострелковой дивизии, дислоцирующейся в г. Грозном (Чеченская республика).

В 2006 году профсоюз студентов УЦ МАИ выступил инициатором проведения благотворительной акции «Милосердие» по оказанию помощи грудным детям, оставшимся без попечения родителей. Ежегодно в канун Нового года студенты института участвуют в городской благотворительной акции «Студенты-детям».

Гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование у студентов УЦ МАИ качеств гражданина-патриота, активной и сознательной включенности в дела общества, государства, родного края. В институте стали традиционными встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами – участниками локальных войн и конфликтов.

Студенты принимают активное участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы, Дню российской гвардии, Дню защитника Отечества, дням воинской славы России, Дню памяти воинов-интернационалистов и др.

Студенты УЦ МАИ – постоянные участники городского Дня призывника, конкурсов чтецов «Дорогой памяти» и военно-патриотической песни.

Ежегодно ко Дню защитника Отечества студенты института участвуют в стрелковых соревнованиях, городской военно-спортивной игре «А ну-ка, парни!».

Под руководством ветерана авиации полковника запаса В.В.Филиппова студенты УЦ МАИ проводят историко-краеведческую работу по сбору документов и информационных материалов об истории зарождения Серпуховского авиационного региона, авиаторах-серпуховичах, итогом которой стал выпуск в 2007 году книги «Рыцари неба». В 2010 году планируется выход в свет юбилейного издания «История воздушного флота России», посвященного 100-летию ВВС РФ. В 2008 году студенты института удостоены Диплома Центра гражданского и патриотического воспитания молодежи за научное исследование «Мои замечательные земляки».

Чтобы стать великой, Россия должна стать профессиональной. Только профессионалы-патриоты, воспринимающие труд как главное содержание жизни, как способ существования человека могут обеспечить России достойное место в мировой политической и экономической системе. Понимание этой идеи определяет основные формы профессионального воспитания студентов УЦ МАИ, направленного на подготовку компетентного и конкурентоспособного выпускника:

организация работы со студентами нового набора по адаптации к вузовской системе обучения, усвоению ими университетских традиций и правил жизнедеятельности. Включение студентов-первокурсников в особую атмосферу маёвской жизни начинается с главного праздника УЦ МАИ – «Посвящения в студенты», на котором обязательно присутствуют ректор и проректоры МАИ, выдающиеся люди-выпускники института, ученые и конструкторы Института инженерной физики.

На этом праздничном мероприятии первокурсники дают торжественную клятву маёвца на верность истории и традициям прославленного вуза России.

  • проведение факультетских собраний с первокурсниками «Введение в профессию» и «Введение в специальность» с приглашением выпускников УЦ МАИ;
  • тематические встречи с выпускниками МАИ разных поколений, проведение Дня открытых дверей (с демонстрацией документального фильма об истории МАИ и учебного подразделения МАИ в г. Серпухове);
  • посещение студентами выставок литературы и аппаратных средств защиты информации и программирования в музейно-выставочных комплексах г. Москвы;
  • участие студентов УЦ МАИ в праздничных мероприятиях, посвященных Дню космонавтики, проводимых в головном вузе, подготовке к празднованию 80-летия МАИ;
  • стимулирование самостоятельного поиска профессиональной информации студентами УЦ МАИ, участие их во Всероссийских и региональных научных конкурсах и конференциях под руководством преподавателей и ученых МАИ и ИИФ;
  • участие студентов в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах в лабораториях Института инженерной физики и др.

Культурно-массовое направление воспитательной работы.

Студенческая жизнь это не только процесс овладения знаниями и профессиональными навыками, это еще и важный этап развития и становления личности человека, определения его будущего социально-культурного статуса. Поэтому организация досуга студентов УЦ МАИ играет важную роль в воспитательном процессе.

В 2003 году, с момента образования учебного центра «Интеграция» МАИ при МОУ «ИИФ», в вузе была создана студенческая команда КВН «От винта!».

В настоящее время это одна из лучших и популярных в городе и регионе команд, при участии которой в институте проводятся праздничные концерты, дискотеки и вечера отдыха. В рамках реализации задач экспериментальной площадки ФИРО успешно зарекомендовали себя такие формы взаимодействия и сотрудничества, как проведение совместных с курсантами военного института и студентами РГСУ вечеров отдыха, молодежных дискотек, игр КВН, участие в торжественных и праздничных концертах и мероприятиях.

Студенты с большим желанием представляют институт на городских летних и зимних Молодежных ассамблеях и Студенческих балах, городской Первомайской демонстрации, городских конкурсах «Молодая семья» и «А ну-ка, девушки!», выставках-презентациях, ярмарках учебных мест и др.


Традиционными мероприятиями в вузе являются празднования Дня знаний, Дня космонавтики, Международного дня студента, Дня святого Валентина, Международного женского дня, Дня победы, Дня защитника Отечества. Культурно-массовая работа со студентами ведется в тесном взаимодействии с учреждениями культуры и Комитетом по культуре и молодежной политике администрации г. Серпухова, молодежными центрами «Юность» и «Порт», Дворцом молодежи «Дружба», профкомом студентов МАИ, Молодежным парламентом и Студенческим Советом г. Серпухова.

Спортивно-оздоровительная работа.

Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов рассматриваются в качестве важнейшей составляющей учебно-воспитательного процесса вуза и осуществляются в органической взаимосвязи с другими направлениями учебно-воспитательной деятельности УЦ МАИ с целью подготовки физически, духовно и нравственно здоровых специалистов. Основными формами спортивно-оздоровительной работы в институте являются:

  • проведение учебных занятий со студентами по физической культуре;
  • привлечение студентов к активным занятиям в спортивных секциях по волейболу, баскетболу, рукопашному бою, плаванию, атлетической подготовке под руководством преподавателей и ведущих спортсменов Серпуховского военного института;
  • участие сборных команд УЦ МАИ в городской Спартакиаде среди юношей и девушек ВУЗов по 12 видам спорта;
  • проведение внутриинститутских соревнований (чемпионатов) и товарищеских встреч по различным видам спорта со студентами других вузов города и района;
  • участие студентов в городских мероприятиях против табакокурения, наркомании и алкоголизма за здоровый образ жизни (диспуты, круглые столы, конкурсы плакатов и социальных видеороликов и др.);
  • групповые тренинги и индивидуальные беседы со студентами психологов МДЦ «Юность», привлечение юношей и девушек УЦ МАИ к участию в волонтерской программе «Спектр» по профилактике девиантного поведения в молодежной среде;
  • введение ограничивающих табакокурение мер в учебном подразделении;
  • ежегодное участие студентов в экологических конференциях и акциях в рамках экологической программы «Сохраним планету нашу!»;
  • организация отдыха студентов в спортивно-оздоровительных лагерях и базах отдыха МАИ «Алушта», «Ярополец», «Суворово», «Звездочка» и др.

Информационное направление воспитательной работы.

Воспитательный процесс, становление гражданской позиции у студенческой молодежи сегодня невозможен без достоверной и доступной информации. Руководство УЦ МАИ выделяет это направление среди приоритетных в воспитательной работе.

В 2006 году студенты института при поддержке профсоюза студентов МАИ создали редколлегию, которая осуществляет подготовку и выпуск газеты «Объектив». Корреспондентами являются сами студенты, которые собирают информацию о событиях, происходящих в вузе и молодежной среде города. В 2007 году при активном участии специалистов МОУ «ИИФ» был создан сайт УЦ МАИ в сети Интернет. Сайт состоит из 8 рубрик. Информация, размещенная в рубриках, постоянно обновляется. Студенты, преподаватели, абитуриенты могут узнать об изменениях происходящих в институте, о планируемых мероприятиях, разместить свои заметки и интересные сообщения.

Важным каналом информирования студентов о сегодняшнем дне и перспективах развития вуза является участие представителей студенческих групп в работе Ученого совета учебного центра. Этот вид деятельности позволяет студентам выносить на обсуждение вопросы, волнующие студенческую среду, чувствовать себя сопричастными к решению важнейших вопросов деятельности вуза, информировать сокурсников о принимаемых решениях и, в конечном итоге, влиять на процессы образовательной деятельности института.

Таким образом, организация и проведение воспитательной работы в учебном центре «Интеграция» МАИ при МОУ «ИИФ» позволяет успешно реализовывать программы подготовки специалистов по профилю вуза, и, несомненно, имеет дополнительные возможности и резервы для внедрения инновационных форм и методов воспитания студентов в рамках реализации задач экспериментальной площадки ФИРО.